Здравствуй, Дедушка Мороз! Или сложности взаимоотношений наших детей с главным зимним волшебником.

О подарках и вере в чудо мы разговариваем накануне праздника с детским психологом Юлианой Моженковой.

 

Конкурс38: Нужно ли ребенку верить в Деда Мороза? И нужно ли родителям рассказывать ребенку про него сказки, поддерживать веру в то, что подарок под елку положил Дед Мороз? 

Юлиана: Вера в добрых сказочных существ, приносящих дары (к коим относится Дед Мороз) распространена во всем мире с древних времен, т.е. она архетипична, это значит буквально «впитана с молоком матери» и передается из поколения в поколение. Поэтому подобная вера будет в той или иной форме существовать всегда.

Фигура Деда Мороза в нашей культуре – это некий символ всеобщего «хорошего родителя», который удовлетворит желания ребенка при любом раскладе – плохо он себя вел или хорошо. Ведь не смотря на все запугивания мам и пап по типу: «Будешь себя плохо вести, Дед Мороз подарок не принесет», подарок-то все равно будет! Как ни странно, но это имеет положительный эффект в воспитании детей. Ощущение того, что желания исполняются, что жадность (чем больше дают, тем больше хочется) удовлетворяется, что, не смотря на свои проступки, ты остаешься «хорошим», помогает ребенку осознать, что даже не очень правильные чувства и действия имеют право на существование, что он будет любим (равно одарен) всегда. Удовлетворяя свои фантазии, свою жадность в определенный возрастной период, человек учится контролировать их. А ощущение безусловной любви сформирует внутреннее убеждение - «Я хороший», что в дальнейшем положительно отразится на самооценке ребенка и его общей успешности в жизни.

Еще один немаловажный аспект веры в Деда Мороза – поддержание культурных и семейных традиций. Как правило, большие праздники способствуют сплочению семьи, и общая легенда или игра в сказку укрепит родительские позиции и семейные узы, создаст почву для более теплого общения, если есть отдаленность, разрозненность членов семьи. Маленьким детям, кроме того, такая игра поможет развивать символическое восприятие мира, воображение и творческое мышление.

К38: Что делать, если ребенок хочет получить довольно дорогой подарок, а у родителей нет на него средств?

Ю: Нередко для некоторых родителей празднование Нового года становится довольно хлопотным и затратным из-за «необходимости» (как они сами выражаются) подарить своему чаду то, на что они совершенно не рассчитывали. Чтобы избежать подобного гнетущего чувства в преддверии праздника стоит заранее обратить внимание на несколько моментов.

Для начала, необходимо включиться уже в период формирования ребенком желания о новогоднем подарке – рассказать, о чем вы сами мечтали в детстве, спросить о чем мечтает ребенок, подумать – действительно ли его мечта труднореализуема и если так, то предложить альтернативные варианты, зафиксировав их в «письме Деду Морозу». Альтернатива при этом должна быть конкретной: «А разве ты не хотел бы получить в подарок замечательный <…> с этим мы сможем вместе <…> давай попросим Деда Мороза его принести?». На этом этапе важно именно эмоционально присоединиться к процессу, ничуть не умаляя желание ребенка, подчеркнуть то удовольствие, которое он получит от предложенного именно вами подарка. Но стоит понимать, что такой вариант подойдет, если подарок был придуман ребенком спонтанно или под влиянием какой-либо ситуации.

Если все-таки чадо упорно не хочет соглашаться ни с какими доводами и его желание – это давно вынашиваемая мечта, то родителям необходимо задуматься над вопросами: «так ли не выполнимо желание ребенка?», «почему именно этот подарок – его мечта?», «в чем истинные мотивы желания ребенка? (быть как все, нравиться сверстникам, чем-то выделиться и пр.).

Вопросы в различных интерпретациях лучше задать самим детям. Отнеситесь к этому как к возможности поговорить и услышать друг друга. Контакт, возникающий между вами, и та работа, которая происходит в вашей душе в процессе разговора – сами по себе уже очень ценный подарок. Ответы помогут сформировать дальнейшую стратегию. В одном случае достаточно будет включить фантазию и постараться преподнести более эмоционально-значимый для ребенка подарок, обыграв причину замены. Кроме того, подкрепить объяснение причины можно «ответным» письмом Деда Мороза ребенку.

Другой вариант – помочь ребенку в осуществлении мечты, преподнеся какую-то часть ее стоимости. Если ребенок уже копит деньги на мечту, то это будет весомый вклад, если еще не копит, то при истинности желаний получить именно этот подарок – начнет. Ну и, конечно, есть такие варианты, когда проанализировав ваш разговор с ребенком и его ответы, вы придете к выводу, что подарок, каким бы он дорогим ни был, все-таки стоит подарить.

Другими словами, чаще общайтесь со своими детьми, учитесь понимать их истинные желания и чувства!

К38: Если ребенок очень верит в Деда Мороза, то когда и в какой форме (и надо ли!) посвятить его в реальное положение вещей?

Ю.: Наверное, специально посвящать ребенка в то, что никакого Деда Мороза не существует, не имеет смысла. И тем родителям, которые хотят об этом поговорить, скорее стоит задать вопрос самим себе: «о чем я тревожусь?».

Если в довольно взрослом состоянии ребенок настойчиво искренне верит в Деда Мороза, а по сути, в сказу, то стоит поразмышлять на тему – чего ему не хватает в реальной жизни, почему он пытается ее заменить на фантазии, или что такого «травмирующего» (субъективно для ребенка) произошло в его жизни, что он надеется на помощь только чудесных персонажей. Может быть он не чувствует достаточного количества тепла, поддержки, любви от родителей или фигур их замещающих?

На мой взгляд, идеальный ответ родителя своему ребенку на вопрос о существовании Деда Мороза таков: «Дед Мороз будет существовать до тех пор, пока ты этого хочешь».

Успокойтесь и просто поучаствуйте в сказке. Пока дети хотят верить – поддерживайте их фантазии. Они сами определят, когда стоит закончить эту игру. Ведь это вопрос взросления и столкновения с реальным внешним миром – а значит, дело времени.

Чтобы лучше понять, что может чувствовать ВАШ ребенок при затрагивании темы веры в сказочного деда, попробуйте задать вопросы себе: «во что верю я?», «кто для меня этот Дед Мороз?». Это будет неким моментом встречи с самим собой. Что, несомненно, послужит подсказкой в ответе на вопрос ребенка о существовании Деда Мороза и поспособствует еще большей душевной близости с любимым чадом.

 

Юлиана Моженкова, детский психолог

Консультации по вопросам детско-родительских отношений. Диагностика психо-эмоционального состояния, развития. Коррекционные, развивающие занятия и тренинги.

Помощь родителям в вопросах наилучшего понимания и гармоничного воспитания детей. Помощь детям в наилучшем взаимодействии с родителями и сверстниками, развитии своей уникальности.

В любой день с 10.00 до 20.00 готова ответить на Ваши вопросы

по тел. 8 950 126 53 97

или на сайте http://www.b17.ru/mozhenkova/?prt=20486


15 декабря 2015 г.